Балашова Л.А.
|
|
Дошкольный возраст – начальный период читательской деятельности, этап вхождения в нее. В каждом ребенке заложен колоссальный потенциал развития, в том числе и в области чтения. Детская библиотека призвана обнаружить его, раскрыть и реализовать. Она входит в контакт с дошкольниками тогда, когда домашний книжный фонд «освоен», и у них возникает необходимость в большем массиве литературы. Несмотря на широкое распространение среди психологов и педагогов теории раннего развития ребенка, среди ученых и практиков долгое время преобладало мнение, что главный возраст для воспитания читателя – школьный. У библиотекарей дошкольники считались лишь потенциальными читателями, активное приобщение к чтению которых начнется одновременно с началом школьного обучения. В 90-е гг. XX века изучение дошкольника как читателя приобрело особую актуальность. Это связано со сложившимися в обществе традициями: во-первых, большинство детей овладевает техникой чтения с 5-6 лет, а во-вторых, многие образовательные учреждения начали принимать детей на учебу с 6 лет. Исследование, проведенное в 1999-2000 гг. Липецкой областной детской библиотекой, в которой читатели-дошкольники составляют 12 % от общего числа читателей, показало, что большинство детей 5-6 лет впервые посетило библиотеку с экскурсией из детского сада. Лишь 5 % опрошенных пришли сюда с родителями. Анализ материалов теста-игры показал, что детям в библиотеке нравятся в первую очередь книги (73 %), затем – игрушки (15 %), общение (10 %). Библиотекаря они воспринимают как «Василису Прекрасную» (45,3 %), «Золушку» (48,1 %), «Тетю Никто» (5 %). 32,2 % детей в детской библиотеке ощущают себя «Знайкой», 22,8 % – «Незнайкой», 15,7 % – «Мальвиной» (девочки), 25,7 % – «Мышкой-норушкой», а 2,8 % – «Соловьем-разбойником». Таким образом, проведенное тестирование показало, что дети четко представляют себе основную функцию детской библиотеки и хотят ее посещать. Результаты опроса детей о роли книги привели к следующим выводам: в 5 лет читать умеют только 22,1 %, а в 6 лет – уже 87,3 % респондентов. Любимый жанр – сказка, среди наиболее популярных авторов упомянуты как современные русские детские писатели (Г. Цыферов, С. Козлов, Г. Остер, А. Усачев, Э. Успенский), так и зарубежные (Ш. Перро, Г. Андерсен, О. Пройслер). На первом месте по популярности остаются сказки К. Чуковского. Ассортимент русских народных сказок в чтении детей 5–6 лет оказался скудным и отличался высокой повторяемостью названий («Теремок», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят»). Дошкольники любят слушать и запоминать стихи наизусть, а читают, в основном, стихотворные произведения С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто. Зарубежные поэты в ответах не были упомянуты, так же, как и классики русской литературы XIX века. В приобщении дошкольников к чтению первостепенная роль принадлежит родителям, анкетирование которых показало, что 90 % опрошенных считают обязательным для своего ребенка пользование детской библиотекой. 92 % родителей выразили желание принять участие в совместных мероприятиях для детей и родителей в библиотеке. В дошкольном детстве семья выступает ведущим элементом социальной среды, под влиянием которой происходит зарождение читательской личности. Анкетирование родителей дошкольников свидетельствует, что первые руководители чтения располагают более чем скромными сведениями о детской книге. По существу, главным ориентиром для них в воспитании у ребенка потребности в книге и чтении является читательский опыт своего детства. Сохранив в памяти имена нескольких прозаиков и поэтов (а это, как правило, из отечественных – К. Чуковский. С. Маршак, А. Барто, Н. Носов, С. Михалков, а из зарубежных – Г. Андерсен, Ш. Перро, бр. Гримм), они и детям передают только эту культурную эстафету. Большинство родителей нуждается в помощи библиотекаря при организации семейного чтения, 27 % из них заинтересованы в получении информации о новинках детской литературы. Для систематического информирования родителей дошкольников о детской книге можно использовать разнообразные варианты форм и методов библиотечной работы. Это могут быть и обзорные лекции, и беседы о книгах, а также обучение навыкам культуры чтения, знакомство с основами библиотечно-библиографических знаний, различные семейные досуговые мероприятия. Таким образом, можно сделать вывод, что круг чтения современного дошкольника не претерпел качественных изменений по сравнению с предыдущим десятилетием. Сохраняется опасность потерять активного читателя поэзии, сузился круг чтения народных сказок, недостаточно включаются в чтение дошкольников зарубежная поэзия и научно-познавательная литература. Необходимость интенсивного опережающего развития дошкольников 5–6 лет предполагает активизацию совместных усилий родителей и детских библиотекарей по приобщению детей к чтению. |